Скандал, связанный с финансированием обучения младшего сына экс-премьера Юрие Лянкэ в Великобритании, разразившийся несколько дней назад, заслуживает очень пристального внимания и изучения, поскольку помимо данных, которые были обнародованы, есть некоторые аспекты, позволяющие делать определенные выводы.
Первый вывод относительно того, что Юрие Лянкэ был «слит», исходит из того, что подобная информация не могла так запросто появиться в прессе (даже несмотря на то, что опубликовавшие информацию журналисты не знали, кто является настоящим «источником»). Доступа к этой информации не мог иметь любой человек, а лишь люди из окружения Илана Шора, люди из окружения Влада Плахотнюка или люди, которым приходилось сталкиваться с находившимися до сих пор в производстве делами по исчезновению миллиарда из банковской системы. Однако кто бы ни был «источником», который «организовал» утечку этой информации в прессу, ясно, что все следы ведут к единому командному центру, существующему в настоящее время в Молдове. Давайте будем серьезными: Илан Шор не стал бы организовывать эту утечку информации без согласия Влада Плахотнюка. То же самое касается и представителей правовых структур, которые имеют отношение к делам о краже миллиарда, поскольку они слишком хорошо понимают, что любая самостоятельная инициатива такого рода повлечет за собой соразмерное наказание.
Понятно, что Юрие Лянкэ был «заказан», но вопрос: почему? Наивно полагать, что Юрие Лянкэ стал в одночасье «непослушным» и его нужно было приструнить, напомнив, кому он служит. Он прекрасно это знает и послушнее, чем когда-либо. Следовательно, готовится почва, чтобы посадить за решетку еще одного бывшего премьера. О подобном сценарии говорилось давно. Одни говорили, что это произойдет накануне выборов, когда снова появится вопрос: Почему не продвигается следствие по краже миллиарда? Другие говорили, что власть снова предпримет электоральный трюк, демонстрируя, что в борьбе с коррупцией пощады нет никому — даже таким важным лицам, как вице-премьер. Третья категория думает, что Юрие Лянкэ будет принесен в жертву, поскольку «в итоге ДПМ поступает так со всеми, с кем заключает партнерства», а в качестве примеров приводятся дела Влада Филата или либеральных деятелей, таких как Дорин Киртоакэ или Юрие Киринчук.
Одно точно ясно: ДПМ и лично Влад Плахотнюк больше не нуждаются в Юрие Лянкэ. Он доказал свою неэффективность на всех уровнях: на посту вице-премьера, ответственного за европейскую интеграцию Республики Молдова, ему не удалось улучшить отношения с европейцами (более того, они стали хуже, чем когда-либо); помещенный в лагерь проевропейских партий, он не смог привлечь хотя бы часть электората ПДС и ПДП. В этой ситуации Юрие Лянкэ может сослужить одну единственную службу власти: сесть в тюрьму в качестве доказательства того, что борьба с коррупцией ведется на самом высоком уровне, и, в то же время, дать власти еще одну передышку под все возрастающим давлением общества, которое все чаще спрашивает, где миллиард и почему расследование топчется на месте.
Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то становится ясно, что появление этой информации в прессе совсем не случайно и что-то последует. Что именно, не трудно догадаться.