Корнел Чуря
После того как экс-министр юстиции Олеся Стамате была выдвинута от ПДС в качестве кандидата на парламентских выборах 15 марта в Хынчештском округе № 38, стало ясно, каковы политические ставки проевропейских молдавских правых сил. У Платформы «Достоинство и правда» будет свой кандидат (Михай Друцэ), но наше внимание будет полностью сосредоточено на личности бывшего министра юстиции.
В нескольких словах можно сказать следующее – Олеся Стамате стала важнейшим элементом формирования, желающего защитить своего лидера (Майю Санду) от поражения. В условиях ожидания, что выборы в Хынчештском округе станут генеральной репетицией для кандидата правого толка на осенних президентских выборах (возможно, общего), правые решили понизить ценность политической битвы, отказаться от плана всеобщего наступления и ограничиться некими тыловыми противостояниями. Более того, этот кандидат, по-видимому, служит второстепенной мелкой цели – насторожить коллег из Платформы DA (Олеся Стамате ранее продвигалась этой партией) и отменить дискуссии об общем кандидате.
У нас нет никаких возражений против качеств Олеси Стамати – являясь относительно новым политическим персонажем, она продемонстрирует свои политические навыки в последующие месяцы. Тем не менее, стоит отметить заботу, с которой ПДС защищает своего лидера. Майя Санду не втянута в водоворот политического противостояния районного масштаба, а сохранена для решающей национальной битвы, которая будет дана в конце года, где она должна возродиться из собственного пепла и снова стать тем, кем хотел бы ее видеть каждый представитель ПДС – матерью молдавской политики. Поражение же Майи Санду на мартовских выборах в условиях ее столкновения с кандидатом меньшего, нежели Додон, размера, безвозвратно скомпрометирует ее шансы на президентских выборах. Эксперты констатируют, кстати, что подобное поражение более чем вероятно.
Захочет ли выступить Олеся Стамате в качестве пушечного мяса или сможет обратить в свою пользу открывшиеся возможности во время кампании и добиться убедительного результата на выборах – это со временем мы узнаем. Но нежелание ПДС развиваться в оптимальном составе, с лидером во главе войска, свидетельствует о некотором неверии в собственные силы и диффузном страхе перед болезненным провалом. Удержание лидера в карантине в разгар конкурентной борьбы является скорее признаком политической слабости, несмотря на умелые оправдательные пояснения, с которыми сопровождается этот процесс.
Извлечение Олеси Стамате из коробки подтверждает еще одно подозрение в обществе. Министр юстиции всегда рассматривалась политиками правого толка как политический персонаж, который всегда должен быть в центре политических конфронтаций. Деполитизация – это ложь, изобретенная Блоком ACUM, чтобы обескураживать и подавлять политических конкурентов. Они сами, однако, считают, что стоят выше этих концепций и что могут действовать без учета ограничений. По той простой причине, что они по определению правы.
Мы, однако, считаем, что было бы более последовательным со стороны Блока ACUM попридержать специалистов в области права подальше от взрыва политических пушек. Заявленные сторонники меритократических принципов должны были бы заняться обучением группы специалистов, которые были бы защищены от подозрений в партизанских причинах их действий. В действительности, Олеся Стамате всегда подозревалась в продвижении партийных интересов, когда возглавляла Министерство юстиции. У меня часто возникало ощущение, что она вмешивалась в функционирование некоторых правоохранительных органов по прямым указаниям руководства ПДС. А ее участие в выборах только усиливает это впечатление.