Как правило, бюджетно-налоговая и таможенная политика на следующий год утверждается/принимается примерно в середине текущего года или, в некоторых случаях, в конце июля, когда парламент официально завершает свою весенне-летнюю сессию. Это делается как для того, чтобы Правительство в целом и Министерство финансов в частности смогли разработать государственный бюджет на следующий год на основе новой бюджетно-налоговой и таможенной политики, так и для того, чтобы бизнес-среда заранее подготовилась к новым правилам, которые вот-вот вступят в силу. Однако некоторые годы являются исключением в этом отношении, и я считаю, что текущий год будет одним из них. Ведь в год выборов никто не торопится говорить о новых бюджетно-налоговых и таможенных правилах (особенно если они не входят в число самых приятных для бизнес-среды и граждан), но и потому, что это было бы просто неправильно. Ведь победитель выборов должен иметь возможность продвигать собственные видения в бюджетно-налоговой и таможенной сфере, а не быть вынужденным целый год продвигать видения, которые он может не разделять. Я говорю, что это было бы неправильно, даже если в законодательстве предусмотрены четкие сроки разработки и принятия как бюджетно-налоговой и таможенной политики, так и самого государственного бюджета на следующий год.
Лично я вижу в этом «нарушении закона» некоторые возможности, а именно то, что и у соответствующих лиц, принимающих решения (из министерств, служб, управлений, департаментов), и у представителей бизнес-среды будет больше времени для аргументированных предложений по проекту бюджетно-налоговой и таможенной политики на следующий год. Некоторые бизнес ассоциации уже выступили с конкретными предложениями на этот счет. Например, в марте бизнес-ассоциация организовала дискуссию, в которой также приняли участие руководство Министерства финансов, а также руководство Государственной фискальной службы, в ходе которой обсуждались такие вопросы, как: возмещение и вычет НДС по авансам, система взимания НДС для МСП, устранение несправедливых положений Налогового кодекса, фискальная поддержка «зеленых» инвестиций и управления отходами, корректировка ставок НДС на агропродовольственную продукцию и справедливый режим налогообложения в секторе переработки и т. д. Кстати, в ходе этого мероприятия была подтверждена приверженность Министерства финансов поддержке конкурентоспособной и устойчивой налоговой системы, основанной на прозрачности, справедливости и постоянных консультациях с бизнес-средой. Лично я воспринял это позитивно и считаю, что предоставленную Министерством финансов возможность необходимо использовать. А что конкретно я имею в виду, я объясню ниже.
С самого начала отмечу, что считаю, что в бюджетно-налоговой и таможенной политике на следующий год особое место следует отвести новым правилам в сфере онлайн-торговли, особенно новым правилам, которые будут направлены на деятельность международных платформ онлайн-торговли. Рынок онлайн-торговли постоянно расширяется. Например, если в 2016 году молдаване получили 38,3 тыс. посылок с покупками с международных платформ онлайн-торговли, то в 2024 году их количество, по некоторым оценкам, превысило миллион. А если учесть еще и мелкие посылки, то эта цифра превысила 8 миллионов. И есть все предпосылки ожидать нового роста этого сегмента рынка в ближайшие годы. Ранее я упоминал о новых правилах, которые Европейский союз рассматривает для этого сегмента рынка, и риторически спрашивал, присоединится ли к ним и Республика Молдова, учитывая процесс европейской интеграции, в котором мы участвуем. И я считаю, что действительно необходимо придумать новые правила, потому что государство не только теряет значительные суммы, которые оно могло бы получить в бюджете в результате введения новых правил, но и помогло бы отечественным экономическим агентам, которые вынуждены конкурировать в неравных условиях с крупными международными онлайн-торговыми площадками.
Считаю, что при разработке бюджетно-налоговой и таможенной политики на 2026 год необходимо рассмотреть такие вопросы, как: введение НДС на все товары из третьих стран (не входящих в ЕС) независимо от суммы; введение таможенных пошлин на все товары из третьих стран стоимостью свыше 150 евро (на начальном этапе необходимо устранить ценовой порог или унифицировать стандарты с ЕС); введение обязательной регистрации крупных торговых площадок для уплаты НДС на все онлайн-товары; унификация импорта, осуществляемого юридическими и физическими лицами; выравнивание требований к импорту лекарств и пищевых добавок. Я уже не раз говорил, что эти меры крайне важны для нашего рынка, иначе молдавский бизнес, 90% которого — это малый бизнес, может оказаться на грани катастрофы.
Искренне надеюсь, что все эти важные моменты будут учтены при разработке проекта новой бюджетно-налоговой и таможенной политики. А что касается бизнес-среды, считаю, что ее представители с радостью примут приглашение от должностных лиц к обсуждению этой темы, включая выявление решений, необходимых для блага национальной экономики в целом.
Мирча Бачу, предприниматель из Республики Молдова
ro
ru