«Молдова приближается к концу января со слабо функционирующим Правительством с институциональной и политической точки зрения. С одной стороны, полномочия старого правительства ограничены, а с другой стороны, Парламент его не поддерживает и должен заменить его новым», – об этом пишет политолог Дионис Ченушэ в новом посте в своем блоге, сообщает ТРИБУНА.
Он также сказал, что «президент может влиять на политические процессы, но она не занимает доминирующее положение в их определении», а также что «направление, в котором движется страна, стало известно после заявления Иона Кику о своей отставке с должности премьер-министра».
Таким образом, Дионис Ченушэ назвал «3 «узла» конфликтующих интересов»:
«Досрочные выборы, но без спешки. Социалисты во главе с бывшим президентом Игорем Додоном пытаются спровоцировать досрочные парламентские выборы, но с некоторыми условиями: 1) выборы проводятся не сразу, а в соответствии с конституционными процедурами (после отказа назначить нового Премьер-министра); 2) на президента Санду возложена ответственность за политический кризис в стране с соответствующими экономическими последствиями; 3) Социалисты получают возможность продемонстрировать свою политическую значимость, перекладывая ответственность на других политических игроков.
Досрочные выборы в срочном порядке. Президентура и партия, связанная с Майей Санду (ПДС), действовали по другим сценариям. Срочного выдвижения новой кандидатуры на пост Премьер-министра в повестке дня Майи Санду-ПДС не было. Эти акторы ждали ответа Конституционного суда о «самороспуске» Парламента. Основная цель Санду-ПДС заключалась в том, чтобы инициировать досрочные выборы, а не пережить их из-за назначения Правительства. В результате, после того как Суд отклонил идею «самороспуска» парламента, акторы Санду-ПДС перенаправили внимание на вариант провокации досрочных выборов, то есть долгий путь, путем отказа проголосовать за правительство. Дилемма, стоящая перед Санду-ПДС, проистекает из логики ее полезности или из незнания. Иными словами, Санду-ПДС должны искать сильных кандидатов на пост премьер-министра (А. Нэстасе, И. Мунтяну, кто-то еще) или кандитатов со скомпрометированными именами (Р. Усатый, другие). Оба типа категорий могут быть отвергнуты социалистами-Додоном и другими. Но уверенность в категорической оппозиции – это не определенный факт, а, скорее вопрос, подлежащий обсуждениям и вариациям.
Досрочные выборы, но как можно позже. Остальные политические силы в парламенте хотят продлить жизнь парламента, потому что у них минимальные шансы попасть в парламент в случае досрочных выборов. Следовательно, эти силы (Платформа DA, демократы, бывшие демократы в окружении Канду) проголосовали бы за премьер-министра, исходя из основного инстинкта выживания. Очевидно, для них может иметь значение, является ли премьер-министр технократическим или политическим, но умеренным в своем аппетите к реформам. Разница между платформой DA и окружением Канду состоит в том, что первая может получить известность (если она возьмет на себя власть) и нарастить свои политические мускулы перед досрочными выборами. В случае с Канду лидерство в возможном правительстве невозможно (из-за скомпрометированного имиджа). В то же время у партии Канду (Pro Moldova) слишком тонкий электоральный слой, чтобы иметь соответствующий политический вес и привлекательность».
ru